Представление собственного инновационного педагогического опыта
“Конструирование современного урока математики, направленное на развивающее личность обучение”
1) Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать учащихся, заинтересовать их, приучить к самостоятельной работе. Основой моей работы является выявление возможностей новых форм проведения урока, что нашло свое выражение в разработке новых типов уроков.
Идея моей работы – такая структура обучения, при которой учащиеся как бы сами «творят» урок, работают с полным напряжением своих возможностей. Поэтому я стремлюсь добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся. В педагогической литературе, определяя понятие «урок», как обычно, сводят его к целостному, логически завершенному, ограниченному определенными рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков: наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей; отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения; достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения; организация соответствующей учебной деятельности учащихся. Поэтому можно констатировать, что урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время является ныне не только вариативной, но и постоянно развивающейся формой организации коллективно-индивидуального обучения математике. И как следствие из выше сказанного, моя методическая идея «Конструирование современного урока математики, направленное на развивающее личность обучение».
Степень соответствия современным тенденциям развития образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:
• личностные;
• метапредметные;
• предметные.
В результате изучения математики обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Практическая значимость. Таким образом, современный урок не может быть ограничен учебником, доской и учителем. Нужны другие инновационные подходы к конструированию современного урока математики. Решением этой проблемы является использование в образовательном процессе средств информационных технологий.
2) Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Условия формирования ведущей идеи опыта заключается в использовании информационно-образовательной среды, создании собственных цифровых образовательных ресурсов, отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким как повышение доступности, качества и эффективности современного урока.
Условия возникновения, становления опыта. В основу моего опыта положены следующие принципы:
- доступность в обучении;
- наглядность в обучении;
- практическая направленность обучения.
Использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, такие как дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.
Для реализации применяемых принципов и приемов обучения математики, отвечая требованиям стандартам второго поколения необходимо использовать средства информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, что позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке.
3) Теоретическая база опыта.
Для реализации темы и проблемы приходится очень много работать над основными этапами современного урока. Поэтому много времени уделяю самообразованию и прохождению очных, очно-заочных и дистанционных курсов. А также использую интернет, участвую в семинарах, конференциях, мероприятиях по обмену опытом, мастер-классах.
Книги для учителя:
- Конструирование современного урока математики: Кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175с.
- Урок математики в малокомплектной школе: Кн. для учителя / М. И. Зайкин, Г. И. Саранцев, Саранск Мордов. кн. изд-во, 1992. – 124с.
Курсы
- ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский Республиканский Институт образования «Совершенствование процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС»
- ФГБОУ ВПО "ЧГУ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА" «Реализация требований ФГОС по формированию и развитию метапредметных компетенций (ууд) в образовательных учреждениях».
- ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский Республиканский Институт образования» и НОУДПО «Институт информационных технологий «АйТи». Центр дистанционного обучения. «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике» и др.
Лекции преподавателей портала «Сеть творческих учителей»:
• Разработка ЦОР для ИД во Flash
• Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)
• Создание интерактивных учебных пособий во Flash / Первые шаги во
Flash.
• Создание интерактивных учебных пособий во Flash / Flash для продолжающих_1.
• Создание интерактивных учебных пособий во Flash / Интерактив во Flash для начинающих.
Создание интерактивных учебных пособий во Flash / Flash для продолжающих_2.
4) Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Современные концепции реформирования школы предполагают реализацию деятельностного подхода к выстраиванию процесса обучения, который означает приобретение знаний в ходе самостоятельной учебной деятельности учащихся. Задача учителя – организовать такую деятельность и грамотно управлять ею.
В своей работе использую современные образовательные технологии в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. За прошедшие годы овладела технологиями обучения традиционными и личностно-ориентированными. Освоила традиционные технологии (классно-урочная система), дифференцированный подход к обучению, проектную технологию, технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые развивают у учащихся осознанность в ведении здорового образа жизни. Использую эти технологии на обычных и открытых уроках.
В современных условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения. Осуществляю выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
5) Анализ результативности.
Ориентированность опыта на конкретный практический результат.
Работая в сельской школе, считаю своей главной задачей повысить эффективность урока за счет использования информационных технологий, преподнести новые знания так, чтобы самые слабые учащиеся освоили материал в классе, справились с проверочными работами.
Успехи и достижение обучаемых.
- Качество знаний в среднем по моим предметам составляет 61% при 100% успеваемости.
- Результаты ОГЭ -
- качество знаний по результатам итоговой аттестации в форме ОГЭ в 2016-2017 годах составило –75% при 100% успеваемости.
- Результаты ЕГЭ в 2014-2015 учебном году –
- Профильный уровень качество знаний 100% (средний балл 70);
- Базовый уровень 100 % успеваемость (средняя оценка «3»).
Главное место в изучении математики занимает применение полученных знаний на практике. Таковым можно считать результативное участие обучающихся в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, исследовательских работах.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам Посмотреть.
6)Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Трудности и проблемы при использовании данного опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно- развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. Потребуются интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.
7) Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный материал поможет в работе учителям математики для организации классной и внеклассной работы.
8) Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.
Все цифровые образовательные ресурсы являются авторскими и прошли общественную экспертизу на портале «Сеть творческих учителей».
Современный урок характеризуется усилением функции управления процессом формирования новых знаний, реализовать который можно учитывая структуру построения учебного занятия.
Список авторских приложений к различным этапам урока математики:
Актуализация знаний Посмотреть на сайте
http://matem111.ucoz.net/index/aktualizacija_znanij/0-14
- Устный счет по теме «Решение уравнений, сводящихся к линейным» - Flash;
- Математическая раскраска "Сложение и вычитание десятичных дробей" – Презентация;
- Математическое лото – Flash;
- Устный счет в схемах – Презентация;
- Анимация «Сосчитай-ка!» – Презентация;
- Задачи на соответствие – Flash;
- Веселая разминка – Flash;
- Веселые вопросы по математике – Flash.
Изучение нового материала Посмотреть на сайте
http://matem111.ucoz.net/index/izuchenie_novogo_materiala/0-15
- Правило умножения десятичных дробей – Flash;
- Учебное пособие «Координатная плоскость», 6 класс – Flash..
Закрепление изученного материала Посмотреть на сайте
http://matem111.ucoz.net/index/zakreplenie_izuchennogo_materiala/0-16
- Закрепление теоретического материала по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» - Flash;
- Начальные сведения из стереометрии – Flash;
- Признаки делимости – Flash;
- Игра-тренажер для отработки таблицы умножения «Сколько стоит лимонад?» – Презентация;
- Интерактивное упражнение «Квадратичная зависимость, точки параболы» – Flash.
Обобщение и систематизация знаний Посмотреть на сайте
http://matem111.ucoz.net/index/obobshhenie_i_sistematizacija_znanij/0-17
- Урок-сказка по алгебре «Линейное уравнение с одной переменной» - Презентация;
- Координатная плоскость – Презентация;
Контроль знаний Посмотреть на сайте
http://matem111.ucoz.net/index/kontrol_znanij/0-18
- Готовимся к ГИА. Общие свойства функций – Flash;
- Готовимся к ГИА. Вероятность и статистика – Flash;
- Интерактивный тест по теме «Начальные геометрические сведения» – Flash;
- Интерактивный тест по теме «Линейная функция и ее график» – Flash;
- Тест с альтернативным выбором ответа «Готовимся к ГИА. Числа» – Flash;
- Программа - тестировщик по теме «Готовимся к ГИА. Часть 1» – Flash;
- Тестирующий комплекс «Линейное уравнение с одной переменной» – Flash.
Комбинированный урок Посмотреть на сайте
http://matem111.ucoz.net/index/kombinirovannyj_urok/0-19
- «Квадратные уравнения» – Flash.
Занимательная математика Посмотреть на сайте
http://matem111.ucoz.net/index/zanimatelnaja_matematika/0-20
- Математические ребусы – Презентация;
- Математические ребусы – Flash;
- Математическая викторина по сказкам Андерсена – Flash;
- Великие математики – Flash;
- Интерактивная олимпиада по математике – Flash;
- Тесты на внимание – Flash;
- В гостях у Инфознайки – Flash.